Псковскую землю полюбили многие мастера петербургской академической школы, представляющие знаменитую Санкт-Петербургскую академию художеств имени Ильи Репина. Деятели петербургской культуры второй половины ХХ века создали здесь своеобразный оазис изобразительного искусства, часто совершая в Псков свои поездки, построив здесь свои дачи, дома, и проводя много времени над созданием своих произведений, посвященных Псковщине. Этому немало способствовала дружба многих из них с легендарными С.С.Гейченко и С.В.Ямщиковым. Не случайно, именно в Пушгорах много десятилетий существует база летних практик Санкт-Петербургской академии художеств, созданная сразу после Великой Отечественной войны, куда ежегодно приезжают студенты живописного и графического факультетов. Среди тех, чье творчество неразрывно связано с этой землей – В.М. Звонцов, П.Т. Фомин, А.А.Мыльников, В.А.Ветрогонский, А.К.Соколов, В.Э.Горевой, А.С.Андреев, Н.П.Фомин, С.Н. Репин, В.А. Мыльникова, В.А.Акцынов, Б.М.Сергеев, А.М.Мартьянов и др.

Есть художники, которые хотя бы иногда приезжают сюда и с удовольствием пишут свои пейзажи, восхищаясь здешними живописными ландшафтами, древней архитектурой, историей, людьми. Оказавшись здесь однажды, уже не могут не возвращаться сюда вновь и вновь. Петербургские мастера, кто не раз приезжали на Псковщину – А.В.Чувин, С.А.Данчев, А.В.Тыщенко, М.В.Моргунов, М.А.Раздобурдин, Р.Р.Игамбердиев, Н.О.Смелков и другие. Для многих студентов, приезжающих в Псковскую область на практику, эта земля становится родной, она притягивает с невероятной силой, будоражит творческое воображение, побуждает к созданию новых произведений.

В 2023 году жители Пскова смогут стать зрителями большого выставочного проекта «Земля Псковская», который будет развернут сразу на двух площадках — во вновь отреставрированных Поганкиных палатах Псковского музея-заповедника и в выставочных залах Псковского регионального Союза художников. Этот проект — результат взаимодействия Санкт-Петербургской академии художеств (ректор С.И.Михайловский) и частной фирмы скульптора и предпринимателя А.М.Мартьянова, создавшего усадьбу художников «Кебь». Обе выставки, связаны с творчеством студентов и педагогов Санкт-Петербургской академии художеств, или художников, окончивших Академию в разные годы.

На выставке «Земля Псковская» будут представлены яркие примеры современной скульптуры, живописи и графики. Редкая возможность у зрителей увидеть произведения известного мастера, создавшего монументальные работы для многих городов России, в том числе и для Псковской области — заслуженного художника РФ В.Э.Горевого (1944-2019). Это портреты Михаила Ломоносова и Петра Первого. В них отчетливо узнается манера Горевого, с присущим ему пониманием формы, сочетающим цельность объемов и тщательностью декоративной отделки поверхности материала. Ученик В.Э.Горевого — А.М.Мартьянов представляет эскиз будущего памятника псковскому князю Довмонту (Тимофею) и работу, воплощающую образ Апостола Андрея Первозванного. Кроме того, зрители увидят его символические произведения «Миф», «Святки» и другие.

Много времени проводит в Пушкиногорье профессор, заслуженный художник РФ С.Н.Репин, наблюдая из окна своего дома знаменитую Савкину горку, бесконечные заливные луга, старинное городище. Практически все произведения С.Н.Репина последних лет так или иначе связаны с Псковской землей. Как написала о Репине профессор Н.С.Кутейникова: «Картины Репина – маленькие новеллы, в которых жизнь края предстает в повседневности, в своем непрекращающемся движении».

В деревне Малы находится дача профессора Академии, академика РАХ Н.П.Фомина. В его псковских пейзажах захватывает чувство невероятного восторга мощью и силой русской земли, и красотой ее природы. Наслаждение от обычных человеческих радостей испытывает художник, оказываясь внутри размеренной деревенской жизни, с живописными в своей легкой запущенности огородами, покосившимися завалинками и пышно цветущими кустами. Однако эти сцены не назовешь бытописательскими, поскольку в них есть философские раздумья, опора на высочайшую живописную культуру, обращение к европейской художественной традиции, строгий отбор деталей, звучное чередование цветовых ритмов.

Серьезного внимания заслуживают образы Псковской земли в исполнении заслуженного художника РФ А.В.Чувина. Картина «Теплый свет» связана с деревней Малы. Одинокая белокаменная церковь с голубым куполом как свеча стоит на далеком пригорке среди густых перелесков и пологих холмов, убегающих вдаль к горизонту, где видна белая тонкая полоска закатного неба. Эти и церковь, и полоска неба словно сливаются в нашем воображении в образ креста, осеняющего землю, покрытую рефлексами невероятного вечернего пылающего заката. Полотно заряжает мощной энергией крещендо, которую буквально источает эта монументальная композиция, в которой свет материализуется в цвет. В работе гармонично сочетается «умозрительность в красках» с огромным опытом натурного видения автора.

Увлеклись псковскими мотивами педагоги Академии М.В.Моргунов, С.А.Данчев и А.В.Тыщенко. В основе их мировосприятия лежат натурные наблюдения, но каждый из них трансформирует их в соответствии со своими представлениями о задачах живописи. М.В.Моргунов экспериментирует с акриловыми красками, увлекаясь их переливами и декоративными эффектами. Приемы красочных «разливов» он сочетает со строго прорисованными архитектурными элементами, что придает его композициям романтический эффект. Лирико-романтическим настроем отличаются полотна С.А.Данчева, который, опираясь на школу А.А.Мыльникова, на традиции «Союза русских художников» создает свой яркий мир, состоящий из контрастных цветовых сочетаний, наполненный радостными звуками. Световоздушной тонкостью и изяществом наполнены картины А.В.Тыщенко, виртуозно работающем на пленэре и владеющим тонкостями тональной живописи. Земля – это не только пейзажи, но и люди, живущие на ней, преображающие её, наполняющие её духовной силой. Не случайно, М.А.Раздобурдин и И.Б.Журавлев обращаются к религиозным мотивам в своем творчестве, наполняя особым смыслом тему Псковской земли, взывая к архетипическому бессознательному.

В живописной части экспозиции основное место занимают пленэрные работы педагогов и студентов Репинской академии, выполненные в результате двух псковских пленэров в Кеби. Этюды студентов демонстрируют преемственность традиций и связь поколений художников, связанных с Санкт-Петербургской академией. В Санкт-Петербургской академии художеств учатся студенты почти из сорока стран мира (Австралия, Аргентина, Афганистан, Белоруссия, Босния, Бразилия, Венгрия, Индия, Казахстан, Китай, Македония, Монголия, Польша, Сербия, Швейцария, Сингапур, Эфиопия и др.). Приезжающие постигать основы профессии художника в Северную Столицу студенты как правило плохо представляют географию России, её историю и культуру. Чтобы помочь студентам быстрее адаптироваться и больше узнать о нашей стране придуманы коллективные поездки на пленэры в разные регионы. В 2022 году местами студенческих практик стали Карелия и Псков. Таким образом «Кебь» уже второй год принимает иностранных студентов. Хочется верить, что иностранные студенты полюбят Псковщину и в дальнейшем будут в своем творчестве раскрывать красоту России.

Проект «Земля Псковская» станет важным этапом развития культурных связей Пскова и Петербурга и, возможно, будет способствовать открытию новых и новых талантов.