Совет директоров Банка России на заседании, состоявшемся в пятницу, 16 декабря, сохранил ключевую ставку на уровне 7,5%. Решение было во всех отношениях ожидаемым. Интрига теперь в том, какую линию регулятор с учетом различных сценариев развития ситуации в экономике может избрать на 2023 год.
Текущие темпы прироста цен сохраняются умеренными, а потребительский спрос – сдержанным. Но в целом инфляционные ожидания населения и бизнеса остаются на повышенном уровне, говорится в пресс-релизе ЦБ. Преобладание проинфляционных рисков над дезинфляционными регулятор объясняет непростой ситуацией на рынке труда, ухудшением условий внешней торговли и смягчением бюджетной политики. С учетом этих факторов ЦБ намерен принимать дальнейшие решения по ключевой ставке. Цель денежно-кредитной политики (ДКП) – снижение инфляции.
Доцент кафедры экономики НИТУ МИСиС Лазарь Бадалов отмечает, что в третьем и четвертом кварталах текущего года усилились проинфляционные факторы. При этом в экономике продолжаются структурные изменения. С таким «багажом» мы и вступаем в 2023 год.
«Нужно понимать, что этот год будет решающим. Произойдет почти полный разворот экономики от модели, которая формировалась в последние десятилетия», – говорит собеседник «Профиля». Национальные валюты и цифровой рубль станут основой расчетов во внешнеэкономической деятельности, отечественные товары начнут замещать импортные, а рынки – ориентироваться на дружественные страны. Бюджет, скорее всего, лишится сверхдоходов от нефтегазового сектора, и о профиците придется забыть, добавляет эксперт.
«Появятся новые вызовы, и ЦБ придется реагировать на них, корректировать денежно-кредитную политику. Таргетирование инфляции при этом останется одним из приоритетов», – уверен Бадалов.
Определенный опыт работы в условиях форс-мажора у ЦБ есть. Специалист департамента стратегических исследований Total Research Ярослав Островский напомнил, что после начала специальной военной операции на Украине Россия попала под прессинг западных санкций. Паника на финансовых рынках, наблюдавшаяся в первые недели марта, обрушила фондовые индексы и курс рубля. Тогда ЦБ резко – до 20% – поднял ключевую ставку. «Шоковая терапия» оказалась достаточно эффективным средством. По мере стабилизации экономики регулятор начал отыгрывать назад – решения о снижении ставки принимались на шести заседаниях (как плановых, так и внеочередных), уточнил эксперт.
В октябре совет директоров ЦБ подвел черту, сохранив ключевую ставку на уровне 7,5%. При этом были названы факторы, которые могут заставить скорректировать ДКП: геополитика, ожидание ухудшения положения дел в мировой экономике, влияние частичной мобилизации на рынок труда.