Минтрудом разработаны изменения в порядок оценки доходов граждан, обращающихся за бесплатными социальными услугами. Предлагается не учитывать целый ряд единовременных и целевых выплат, доходы от трудовой деятельности граждан с инвалидностью, проживающих в социальных стационарах и средства социального контракта. В состав семьи при расчете доходов будут включаться только заявитель, его супруг и несовершеннолетние дети заявителя или дети в возрасте до 23 лет, если они обучаются очно. Соответствующий проект постановления представлен на общественное обсуждение. Кроме того, для подтверждения доходов гражданам больше не потребуется собирать справки.

Основными получателями социальных услуг являются граждане с ограниченными возможностями, семьи с детьми, пожилые люди. Для того, чтобы повысить доступность бесплатных социальных услуг, предлагается исключить из учета доходы от трудовой деятельности, которые получают граждане, проживающие в социальных стационарах, средства на заключение соцконтракта, целевые субсидии, средства материнского капитала, налоговые вычеты, компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР, выплаты по уходу, которые назначаются неработающим гражданам. То есть, порядок учета дохода будет таким же, как при назначении детских выплат.

Кроме того, будет изменен состав семьи при расчете ее среднедушевого дохода. Так, в состав семьи будут входить заявитель и его супруг (супруга), их несовершеннолетние дети и их дети до 23 лет, в том числе находящиеся под опекой и попечительством.

То есть, исключаются родители, совместно проживающие с получателем социальных услуг. Например, сейчас в состав семьи совершеннолетнего гражданина с инвалидностью входят проживающие совместно с ним его родители. Их доход также учитывается при определении нуждаемости, после принятия новых правил доход родителей учитываться не будут. Изменения в состав семьи внесены для того, чтобы не учитывать доход родителей при предоставлении социальных услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Аналогичный подход к составу семьи используется при предоставлении мер социальной поддержки и социальных выплат.

Расчет среднедушевого дохода для получения социальных услуг производится исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев, предшествующих одному календарному месяцу перед месяцем подачи заявления. То есть будут учитываться все доходы семьи за этот период и разделяться на 12 месяцев. Если доход на каждого члена семьи – меньше 1,5 прожиточных минимумов, то соцуслуги предоставляются бесплатно. Кроме того, сведения о доходах при согласии гражданина возможно будет получить в рамках межведомственного взаимодействия – без предоставления справок.

Напомним, социальные услуги предоставляются гражданам по заявлению. Порядок оплаты услуг зависит от доходов гражданина. Если среднедушевой доход в семье – меньше 1,5 прожиточных минимумов – помощь предоставляется бесплатно, если больше – то семья участвует в оплате социальных услуг. Такой же порядок используется также для определения платы на оказанные социальные услуги в надомной форме и в полустационарной форме социального обслуживания. Утверждаемый порядок расчета среднедушевого дохода будет использоваться и для расчета платы за стационарное социальное обслуживание, которая в настоящий момент составляет не более 75% среднедушевого дохода. К социальным услугам относятся помощь в уборке дома, покупка и доставка на дом продуктов, помощь в приготовлении пищи, проведение занятий по адаптивной физической культуре, социально-психологическое консультирование, социально-психологический патронаж, проведение социально-реабилитационных мероприятий и другие услуги.