По мнению психиатров и психотерапевтов, а также по данным аналитиков фармацевтического рынка, в России нарастает заболеваемость депрессивными расстройствами и увеличивается спрос на антидепрессанты. Пациенты жалуются на беспокойство из-за новостей из Украины, тревогу за близких и на последствия экономических санкций. Врачи опасаются, что ситуация с обострениями психических заболеваний будет ухудшаться.
Продажи антидепрессантов в первом полугодии 2022 года по сравнению с тем же периодом 2021-го выросли на 81,3% в деньгах и на 51,7% в упаковках. Об этом свидетельствуют подсчеты DSM Group, анализирующей фармацевтический рынок (есть у Forbes, см. график). Уже в январе в аптеках был зафиксирован рост покупок, примерно в полтора раза превзошедший показатели декабря 2021 года.
В марте на волне ажиотажа, вызванного опасениями пациентов, что «специальная военная операция» на Украине и наложенные на Россию санкции приведут к дефициту лекарств, было совершено втрое больше покупок, чем в том же месяце 2021-го. Пациенты с депрессией, которые принимают лекарства постоянно, так же, как и другие больные с хроническими заболеваниями, затоваривались впрок. В последующие месяцы, когда стало понятно, что дефицита медикаментов не ожидается, спрос на антидепрессанты тем не менее не упал. Наоборот, в сравнении с теми же месяцами 2021 года, он оказался в полтора-два раза выше.
В Центре развития перспективных технологий, национальном операторе системы цифровой маркировки товаров «Честный знак», так же сравнили продажи антидепрессантов. По их данным, в январе-июне 2022 года было куплено 6 млн упаковок, что на 66% больше, чем годом раньше. В деньгах сумма покупок составила 3,6 млрд рублей — 87% прироста.
Рост спроса на антидепрессанты — хотя и менее высокий — зафиксировали в период с января по май (более поздних подсчетов нет) и в RNC Pharma. По предоставленным Forbes данным директора по развитию RNC Николая Беспалова, общий объем рынка антидепрессантов составил 8,7 млн упаковок на сумму 4 млрд рублей (в ценах дистрибьюторов, включая НДС), а динамика к аналогичному периоду 2021 года составила 20% в упаковках и порядка 25% в рублях. Беспалов считает, что «в марте [когда был зафиксирован скачок спроса] сказались две причины: с одной стороны, опасения, что могут появиться ограничения [покупок], а, с другой, — общая ситуация в стране, которая влияла на настроение людей и их обращения к врачам. По его словам, «мартовский ажиотаж обеспечили пациенты, которые принимали антидепрессанты и раньше, а рост покупок после марта означает, что [в аптеки] пошли еще и люди, впервые ощутившие, что им нужно обратиться к психоневрологу или к психотерапевту». Консалтинговая компания Headway подсчитала, что происходило в первом полугодии 2022 года с госзакупками антидепрессантов для больниц и также отметила прирост общего объема в деньгах. Руководитель отдела стратегического развития компании Людмила Баландина, проанализировав по просьбе Forbes поквартальные объемы закупок всех наименований антидепрессантов, начиная с 2019 года, отметила, что в последнем квартале каждого года наблюдался закупочный пик — создавался запас на следующий год. Однако в конце 2021 года «пик был по деньгам, но не по упаковкам — по-видимому, выросли цены», говорит она. Вячеслав Ряховский, заместитель главного врача Научного центра психического здоровья подтверждает, что, обычно, в четвертом квартале каждого года государственные медицинские учреждения закупаются про запас. «Это связано с конкурсным механизмом закупок в государственных учреждениях и их финансированием, — объясняет он. — Они закупают лекарства в конце года впрок, потому что финансирование следующего года откроется в феврале-марте, и полтора-два месяца у них не будет оборотных средств, поэтому больничная аптека наполняется по всем позициям, не только по антидепрессантам».