Автор проекта “20 идей по развитию России” Дмитрий Давыдов предложил систему расчета штрафов, стимулирующую участников дорожного движения соблюдать правила.

Вопрос, нужно ли в России повышать штрафы для нарушителей, поднимается в обществе регулярно. Дело в том, что инфляция приводит к утрате ценности самих штрафов. Зачем вообще соблюдать правила, когда можно расплатиться за нарушение легко и безболезненно для кошелька?

Показателен пример со штрафом за превышение скорости на 20–40 км/ч. Он составлял 500 рублей еще в 2002 году и совсем не изменился за последние двадцать лет. А вот экономическая ситуация в стране поменялась значительно: если в первом квартале 2002 года прожиточный минимум составлял 1719 рублей, то в 2022 году — 11 950 рублей.

Получается, что прожиточный минимум вырос почти в семь раз, а штраф остался неизменным. И если для водителя в 2002 году наказание в 500 рублей наверняка было серьезным основанием отказаться от нарушения, то в 2022 году многие на подобный штраф не обращают внимания.

Исследование Национальной ассоциации работников городского транспорта Северной Америки показало, что на скорости 37 км/ч вероятность смерти пешехода при наезде на него составляет 10%, на скорости 67 км/ч — 50%, на скорости 80 км/ч — 75%. Это значит, что, превышая скорость на 20–40 км/ч, водитель создает серьезную угрозу для жизни других участников движения. Но платит за это лишь 500 рублей, а со скидкой, если оплатит оперативно, — и вовсе 250.

Руководитель Центра организации дорожного движения Михаил Кизлык подчеркивает, что в России один из самых низких в Европе уровней штрафов за нарушения ПДД. По его мнению, людей, которые совершают серьезные проступки на дорогах, необходимо наказывать строже. О сомнительных размерах штрафов несколько лет назад говорил и министр внутренних дел России Владимир Колокольцев. По его словам, некоторые суммы, прописанные в КоАП, превратились в анахронизм и больше похожи на меры предупреждения, чем на реальные штрафы.

«Некоторые штрафы ГИБДД, особенно с учетом доходов в крупных городах и инфляции, выглядят просто смехотворно. В последний раз их индексировали примерно десять лет назад. Но за это время деньги обесценились. Зато появилась скидка 50% на оплату, которая стала некой индульгенцией и превратила некоторые штрафы просто в несущественную плату за проезд», — заявил руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский.

Очевидно, что проблема со штрафами существует, но решить ее по-прежнему не удается. Попытки резко и точечно увеличить размер наказаний ни к чему не приводят, а новые редакции КоАП вызывают недовольство — правда, в основном водителей, а не пешеходов. В своем проекте «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов проанализировал ситуацию с наказанием за нарушение ПДД и предложил новую систему штрафов.Для решения проблемы автор «20 идей по развитию России» предлагает разработать специальный расчетный показатель, учитывающий инфляцию и девальвацию, и исчислять все штрафы не в рублях, а в этом показателе. Государство будет ежегодно устанавливать показатель в соответствии с актуальной стоимостью национальной валюты. Так размер штрафов в России будет всегда соответствовать текущей экономической ситуации.

Чем полезен расчетный показатель

Со своим предложением Дмитрий Давыдов обратился в департамент бюджетной политики и стратегического планирования Министерства финансов РФ, который, в свою очередь, передал обращение в Минюст и МВД. В своем ответе министерство юстиции предположило, что «исчисление административных штрафов исходя из единого расчетного показателя не позволит дифференцировать административную ответственность в зависимости от степени общественной вредности и квалифицирующих признаков каждого конкретного административного правонарушения». Как пояснил Дмитрий Давыдов, на практике использование расчетного показателя не только не заменит дифференцированный подход, но и, напротив, усилит его.

Показатель не нарушает пропорциональности или структурированности системы штрафов. С его помощью будет намного проще регулировать размер наказаний. По словам Давыдова, штраф в любой момент времени может быть понижен, повышен или упразднен, даже если он прописан в кодексе не в рублях, а в другой единице измерения. У власти появится дополнительный рычаг — инструмент, который будет автоматически увеличивать сумму штрафа в соответствии с инфляцией и девальвацией.Если же штраф со временем покажется слишком большим для конкретного нарушения в переводе на рубли, то сумму всегда можно уменьшить. Власть будет иметь больше поводов снизить штрафы, которые растут естественным путем, что будет положительно воспринято общественностью, убежден Давыдов.