Художник Покрас Лампас и основатель рекламного агентства Papa Marketing Али Мамедов — о том, какую ответственность несет публичный человек перед своей аудиторией и о состоянии «индустрии» личного бренда в России.

Личный бренд творческого человека
— Покрас, как вы поняли, что вам нужен личный бренд?

П.Л. Здесь сыграли роль сразу несколько факторов, главный из которых то, что я учился в сфере рекламы. Я изучал историю рекламы и то, как формируется этот рынок, и это дало мне понимание, почему так важно развивать свой личный бренд. Дальше все сложилось очень органично, поскольку мне всегда было комфортно самостоятельно выстраивать коммуникации, следить за созданием арт-проектов. А без личного бренда просто не получится максимально точно донести до аудитории свое мнение.

Если брать уличное искусство, то в стрит-арте и граффити художники почти всегда работают под псевдонимами. Во второй половине нулевых, когда я начал развиваться, люди не очень хорошо относились к стрит-арту и мы все были вынуждены прибегать к псевдонимам и создавали свои личные бренды под улицу, под субкультуру. Со временем я понял, что хочется расширяться, выражать себя не только на улице, но и в графическом дизайне и мультидисциплинарных проектах. И тогда мой псевдоним, Покрас Лампас, стал важным элементом самоидентификации: я так представлялся в социальных сетях, на улице и в заграничных проектах. Сейчас он со мной уже сросся.

— Как вас чаще зовут — Покрас или настоящим именем?

П.Л. Мне кажется, что, когда я сменил имя и фамилию в паспорте (до 1 августа 2018 года наш собеседник носил имя Арсений Пыженков. — РБК Тренды), я стал Покрасом не в плане псевдонима, а… ну просто потому, что теперь я Покрас. И если кто-то обращается ко мне по прежнему имени, это говорит лишь о том, что мы давно знакомы или что человек узнал обо мне из СМИ, где меня так называли в старых заголовках.

— С чего начинается личный бренд творческого человека и какие инструменты нужны, чтобы его выстроить?

П.Л. Личный бренд — это разветвленный элемент коммуникации: визуальный, смысловой, проектный. Все начинается с собственной философии, со взгляда человека на мир целиком, с его личной системы ценностей.

Через призму этой философии я транслирую свои проекты, мысли и действия, и потому мне комфортно подписывать свои творения своим именем. В этом контексте соцсети лишь инструмент для продвижения собственных мыслей. Если человек не верит в то, что транслирует в соцсетях, то рано или поздно его же творчество для него станет обузой. Поэтому для меня личный бренд — это совокупность всего, что ты думаешь, говоришь и создаешь.

Очень важно, чтобы разные люди поняли тебя точно, для этого нужно иметь ядро смысла: чем ты занимаешься, почему ты такой. И уже на этот фундамент надстраиваются детали: внешний образ, модель поведения, тональность и язык визуальной коммуникации. Я, например, делаю все сам, в том числе и выступаю копирайтером, и много внимания уделяю стилистике текста, определенным методам форматирования текста. Это многолетний опыт, из которого в том числе формируется мой личный бренд.

Для многих личный бренд — нечто сиюминутное: то есть сегодня у тебя его нет, а завтра ты решил, что будешь делать что-то, и он появился. По своему опыту скажу, это невозможно, и сначала нужно определить, зачем вообще нужен личный бренд, к чему хочется прийти через пять лет, что для тебя важно. Если транслировать собственные ценности через себя, то личный бренд сложится сам собой.

— Можно ли построить личный бренд самостоятельно или лучше обратиться к экспертам?

П.Л. Я никогда ни к кому за помощью не обращался. И когда меня как эксперта просили что-то оценить или посмотреть, я всегда предупреждал: если вижу какие-то шероховатости, это не значит, что все плохо и нужно что-то менять. Каждый человек индивидуален, и подстраиваться под вкусы другого — это скользкий путь.

Помочь развить вам свой личный бренд может кто угодно: брат, друг, коллега по работе. Главное — понимать, что информация исходит от человека, который знает вас не так глубоко, как вы сами. Поэтому его слова — повод к размышлению, анализу, но точно не призыв к действию. Получать мнение и оценку извне полезно, но если нет собственной системы ценностей, то говорить о личном бренде слишком рано. Пока человек не разобрался в себе и не понял, что хочет транслировать, никто посторонний не поможет.

— То есть сходить к психологу важнее, чем к пиарщику?

П.Л. Если мы говорим про личный бренд, то важно идти не к психологу или пиарщику; важно взять листок бумаги и написать пять пунктов, которые отвечают на вопрос: «Зачем мне нужен личный бренд?» И уже потом решить, что необходимо для того, чтобы эти пять пунктов реализовать. Если не хватает информации извне — идешь к пиарщику. Если есть проблемы, например, с самоидентификацией — идешь к психологу. Но самое важное — быть в диалоге с собой, потому что личный бренд в первую очередь завязан на личности человека. И без этой связи в какой-то момент можно потерять себя.

— Личный бренд помогает вам в жизни?

П.Л. Безусловно. В какой-то момент я решил, что мой личный бренд должен существовать не только в арте, но и в смежных проектах, например в моем бренде одежды. Всегда круто иметь репутацию вежливого, креативного, внимательного человека, потому что, когда начинаешь с кем-то работать, люди относятся к тебе с кредитом доверия. И важно этот кредит доверия не потерять, а, наоборот, приумножить.

Имя действительно открывает много дверей. Был случай, когда человеку в худи с моим принтом в ресторане нашли свободный столик, потому что знали мое творчество. Так что личный бренд помогает не только в развитии экспертности, иногда он упрощает бытовые или репутационные вопросы.

— Есть ли у вас любимые художники, которых можно привести как пример выдающегося личного бренда?

П.Л. Понятие личного бренда пришло из западной культуры, и самый яркий пример для меня — Энди Уорхол. Он превратил всю свою жизнь в искусство, в событие, в инфоповод и при этом остался потрясающим художником, который изменил мир своим взглядом на искусство.

Из современных примеров можно вспомнить Шепарда Фейри, или Obey, — это один из главных уличных художников. Он появляется в медиапространстве и с арт-проектами, и с социальными проектами, и с политическими высказываниями, успешно развивает свой личный бренд.

Среди уличных художников есть много примеров с мощным личным брендом. Тот же Бэнкси — один из примеров того, как мы воспринимаем искусство, не видя автора.

Или Такаси Мураками, который ассоциируется у многих с яркой восточной культурой через призму современных трендов, японских традиций и при этом важных социальных и политических высказываний.