Вопрос, нужно ли в России повышать штрафы для нарушителей, поднимается в обществе регулярно. Дело в том, что инфляция приводит к утрате ценности самих штрафов. Зачем вообще соблюдать правила, когда можно расплатиться за нарушение легко и безболезненно для кошелька? Показателен пример со штрафом за превышение скорости на 20–40 км/ч. Он составлял 500 рублей еще в 2002 году и совсем не изменился за последние двадцать лет. А вот экономическая ситуация в стране поменялась значительно: если в первом квартале 2002 года прожиточный минимум составлял 1719 рублей, то в 2022 году — 11 950 рублей. Получается, что прожиточный минимум вырос почти в семь раз, а штраф остался неизменным. И если для водителя в 2002 году наказание в 500 рублей наверняка было серьезным основанием отказаться от нарушения, то в 2022 году многие на подобный штраф не обращают внимания.

Исследование Национальной ассоциации работников городского транспорта Северной Америки показало, что на скорости 37 км/ч вероятность смерти пешехода при наезде на него составляет 10%, на скорости 67 км/ч — 50%, на скорости 80 км/ч — 75%. Это значит, что, превышая скорость на 20–40 км/ч, водитель создает серьезную угрозу для жизни других участников движения. Но платит за это лишь 500 рублей, а со скидкой, если оплатит оперативно, — и вовсе 250. Руководитель Центра организации дорожного движения Михаил Кизлык подчеркивает, что в России один из самых низких в Европе уровней штрафов за нарушения ПДД. По его мнению, людей, которые совершают серьезные проступки на дорогах, необходимо наказывать строже. О сомнительных размерах штрафов несколько лет назад говорил и министр внутренних дел России Владимир Колокольцев. По его словам, некоторые суммы, прописанные в КоАП, превратились в анахронизм и больше похожи на меры предупреждения, чем на реальные штрафы.

«Некоторые штрафы ГИБДД, особенно с учетом доходов в крупных городах и инфляции, выглядят просто смехотворно. В последний раз их индексировали примерно десять лет назад. Но за это время деньги обесценились. Зато появилась скидка 50% на оплату, которая стала некой индульгенцией и превратила некоторые штрафы просто в несущественную плату за проезд», — заявил руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский. Очевидно, что проблема со штрафами существует, но решить ее по-прежнему не удается. Попытки резко и точечно увеличить размер наказаний ни к чему не приводят, а новые редакции КоАП вызывают недовольство — правда, в основном водителей, а не пешеходов. В своем проекте «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов проанализировал ситуацию с наказанием за нарушение ПДД и предложил новую систему штрафов.