Маркировка лекарственных препаратов в России стала обязательной с 1 июля 2020 года. Об итогах и перспективах меры по борьбе с «серой» и контрафактной продукцией редакции «Деловой повестки» рассказал Егор Жаворонков, руководитель товарной группы «Фарма» Центра развития перспективных технологий — оператора Национальной системы цифровой маркировки «Честный знак».

– Два года назад в России стартовала система цифровой маркировки лекарств. Насколько эффективной система оказалась на практике? – Маркировка лекарств была запущена в разгар пандемии – летом 2020 года. Благодаря ней регулятор смог в онлайн-режиме отслеживать движение каждого препарата и дозы вакцины, оценивать спрос и формировать необходимые запасы. Это позволило обеспечить всех нуждающихся препаратами и спасать жизни. Пожалуй, это главный результат. В то же время система маркировки – это платформа сбора и анализа данных, которые нужны не только государству, но и бизнесу.

В 2021 году мы смогли открыть производителям лекарств еще больше информации о состоянии их товаров на рынке: в частности, о текущем владельце и статусе упаковок. Недавно мы предложили Минздраву расширить объемы данных для бизнеса и предоставить доступ производителям к детализированной аналитике о состоянии товаров на рынке, в том числе – к адресам точек продаж и средним ценам по регионам. По сути, маркировка становится основой для цифрового развития всей системы здравоохранения и лекарственного обеспечения страны. – А какая польза от маркировки покупателям? – Система одновременно полезна и регуляторам, и бизнесу, и потребителям.

Конечный бенефициар маркировки – пациент или покупатель. Каждый человек на этапе покупки лекарств может с помощью бесплатного приложения «Честный знак» просканировать код маркировки, убедиться в легальности товара, узнать реальный срок годности, среднюю цену, показания к применению, полную инструкцию и другую полезную информацию. Кроме этого, в приложении есть будильник приема препаратов и функция поиска лекарств в аптеках. Все это стало возможным благодаря данным системы маркировки. – В каком направлении вы будете развивать систему? – Сейчас мы проводим эксперименты по маркировке биологически активных добавок, медизделий, антисептиков. Планируем, что в 2023 году потребители смогут убедиться в легальности и этих товаров, а государство получит эффективный инструмент «обеления» рынка. – Пока маркировка БАД в России проходит в экспериментальном режиме, но скоро станет обязательной. Что производителям стоит сделать уже сейчас? – Вся отрасль БАД активно готовится к эксперименту, тестирует нанесение и считывание кодов. Пилотные проекты предназначены как раз для того, чтобы максимально полно охватить все распространенные виды упаковок, приспособиться к скорости производств и выработать наиболее комфортный для бизнеса подход к внедрению маркировки.

Поэтому оставшимся вне эксперимента производителям и импортерам нужно, как минимум, подключиться к пилотному проекту, чтобы к моменту старта обязательной маркировки быть готовыми к ее внедрению.