На этикетках продуктов питания производители указывают их состав. Но из этих сведений потребитель чаще всего не может сделать вывод о том, вредная эта еда или полезная. Разбираемся вместе с проектом «20 идей по развитию России», как маркировка позволяет выбирать здоровое питание.

В 2022 году на планете проживает более 1 млрд человек с ожирением, 39 млн из них — дети. Такой статистикой поделилась Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). В одной только России пять лет назад число жителей с диагнозом «ожирение» достигло 1,9 млн человек, это 1,3% всего населения страны. Детей и подростков с лишним весом к концу 2017 года насчитывалось почти 451 тыс.

Как отмечает ВОЗ, повышенный индекс массы тела (ИМТ) — один из основных факторов, способствующих развитию сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, нарушений опорно-двигательной системы и даже онкологических заболеваний. Понизить ИМТ и переключить людей на сбалансированное питание — важнейшая задача для властей любой страны, убежден Дмитрий Давыдов, автор проекта «20 идей по развитию России». Главная причина ожирения — энергетический дисбаланс, при котором калорийность рациона превышает потребности организма. Люди набирают избыточный вес, когда при малоподвижном образе жизни покупают продукты с высоким содержанием калорий, сахара и соли.

В ВОЗ предупреждают: если подход к образу жизни и питанию не изменится, то к 2025 году из-за избыточного веса проблемы со здоровьем могут появиться у 167 млн человек — детей и взрослых. Чтобы предотвратить такой сценарий, необходимы меры по исключению из рациона вредных продуктов. Согласно проекту «20 идей по развитию России», достичь этого позволят новые подходы к маркировке продуктов питания. Их необходимо ввести на законодательном уровне, уверен Дмитрий Давыдов.

Меньше знаешь — хуже ешь

В 2016 году Всемирная ассамблея здравоохранения поддержала доклад комиссии по ликвидации детского ожирения. Комиссия, в частности, предложила внедрить комплексные программы, пропагандирующие потребление здоровых продуктов и сокращающие потребление нездоровых.

«Информация по вопросам питания может вводить в заблуждение и быть малопонятной для многих. Поскольку люди и семьи сами определяют свой рацион, необходимо предоставить населению возможность делать более правильный выбор в отношении того, что есть и чем кормить детей», — говорится в докладе.

Сделать этот правильный выбор обычному человеку бывает крайне непросто. Значительная часть населения (29%) в принципе не интересуется информацией о здоровом питании. Об этом говорят итоги организованного Росстатом выборочного наблюдения рациона питания россиян в 2018 году, в нем приняли участие 96,4 тыс. респондентов из разных регионов.

Не помогает — а чаще даже больше запутывает — информация на этикетках, которую потребителям настоятельно рекомендуют изучать. Чтобы сделать вывод о пользе или вреде продукта, покупателю требуются специальные знания в области химии и диетологии. В среднем 22,1% россиян в возрасте от 15 до 24 лет считают, что чтение этикеток занимает слишком много времени; 10,1% людей в возрасте от 25 до 64 лет не верят этикеткам; 15,9% людей старше 65 лет вообще не понимают значение информации на упаковке.

Проблема становится максимально наглядной, если проанализировать объемы потребления добавленного сахара.