На прошлой неделе YouTube (принадлежит Google) начал блокировать каналы российских СМИ, которые финансирует государство, и удалять видео о «военной спецоперации»* на Украине. YouTube ссылался на правила работы компании, запрещающие контент, который «отрицает, минимизирует или тривиализирует хорошо задокументированные события, связанные с насилием». Под ограничения уже попали RT, Sputnik, агентство ТАСС, НТВ, ВГТРК, «Первый канал», «Москва 24» и другие медиа.
В ответ российские власти уже пригрозили видеохостингу блокировкой. «YouTube должен следовать закону, либо будет заблокирован», — заявил «РИА Новости» председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас. Перед этим Роскомнадзор (РКН) потребовал от Google разблокировать в YouTube каналы Гостелерадиофонда. С апреля 2020 года Роскомнадзор зафиксировал 36 случаев ограничения YouTube официальных каналов российских СМИ, общественных деятелей, спортивных команд и просветительских проектов, отметило ведомство.
10 марта YouTube уведомил пользователей, что полностью останавливает монетизацию авторов на российскую аудиторию, включая подписку Premium, Music Premium, спонсорство, суперчат, суперстикеры и «мерч».
По данным Brand Analytics на октябрь 2021 года, в YouTube было более 8,5 млн авторов (пользователи, которые оставили хотя бы один комментарий или выкладывали контент) из России, а число публикаций составляло 28 млн в месяц.
Роскомнадзор (РКН) неминуемо заблокирует YouTube, считает руководитель общественной организации «Роскомсвобода» Артем Козлюк. По его словам, пока Роскомнадзор занят блокировкой Instagram — «у кого-то соцсеть работает без VPN, у других уже не загружаются отдельные страницы». «Спустя несколько дней или недель мы увидим, как YouTube окажется в реестре запрещенных сайтов и РКН начнет вмешиваться в его трафик. Пользователи столкнутся с тем, что будет невозможно просматривать видео в высоком разрешении, будет проблематично делать прямые трансляции», — прогнозирует Козлюк. По его словам, будет сложно загружать контент с помощью мобильного интернета, особенно, во время митингов или политических акций. Пострадают не только лидеры мнений и звезды шоу-бизнеса, но и производители детского контента, комики, тревел-блогеры, СМИ и другие медиа, говорит Козлюк.
По закону о «суверенном рунете» оборудование ТСПУ (технические средства противодействия угрозам) позволяют более эффективно вмешиваться в трафик, отмечает Козлюк. «Чем тяжелее трафик, а видео является тяжелым трафиком, тем проще внести помехи в его работоспособность», — сказал он.
«YouTube точно заблокируют, но никого не интересует сопутствующий ущерб от этого действия», — говорит автор сервиса Usher2.club Филипп Кулин. По его словам, YouTube смотрит большое количество людей, так как видео-информация хорошо воспринимается, и это «начинает раздражать». «YouTube — это огромный кладезь образовательной информации, например, я смотрю доклады по программированию на языке Go. Если видеохостинг заблокируют, то блогеры и стримеры потеряют работу, кроме того, прекратится обмен как политической, так и научной информацией», — считает автор сервиса Usher2.club. По словам Кулина, если бы похожий на YouTube сервис можно было легко создать, то у него было бы множество конкурентов, но пока это никому не удавалось даже в США.
В случае блокировки YouTube заменить его в России будет нечем, согласен директор «Общества защиты интернета» Михаил Климарев. По его словам, Google налаживал работу видеохостинга годами, и повторить его успех на локальной площадке не получится. «Rutube — это как резиновая женщина или безалкогольное пиво. В нем нет экосистемы, нет отработанных процессов взаимодействия с авторами и пользователями. Google за все время накопил огромные объемы видеозаписей, построил сервера в различных странах для хранения контента. Даже если перетащить с YouTube на Rutube все популярные видео, а сделать это технически невозможно из-за цензуры и нехватки серверов в России, то все равно пропадет огромное количество частных видео, образовательных роликов и многое другое», — считает эксперт.
По словам Климарева, более вероятный сценарий — когда пользователи попытаются получить доступ к YouTube с помощью VPN-сервисов, однако это приведет к значительным потерям в скорости загрузки контента, а также может в целом негативно сказаться на быстродействии сети. «Все ломанутся в VPN и попросту перегрузят магистральные каналы, в результате интернет будет плохо работать», — считает он.