Однако вопрос о том, в какой валюте будет осуществлен платеж, остается открытым, что ставит Россию под угрозу технического дефолта по внешним обязательствам.
После начала «военной операции»* на Украине значительная часть международных резервов Банка России за рубежом была заблокирована. По словам главы Минфина Антона Силуанова, Россия лишилась доступа примерно к $300 млрд — почти половине всех золотовалютных резервов. После этого Владимир Путин подписал указ, по которому кредиторы-резиденты России и кредиторы из стран, не присоединившихся к санкциям, смогут получать выплаты по долговым обязательствам в рублевом эквиваленте или в валюте долга, при наличии специального разрешения. Кредиторам из стран, которые ввели в отношении России санкции, можно будет платить в рублях, причем через специальные счета в российских банках.
В условиях, когда золотовалютные резервы России заморожены, исполнение платежей в валюте, возможно, столкнется с «определенными сложностями», отмечал 14 марта Силуанов. Согласно утвержденному Минфином порядку исполнения долговых обязательств России, министерство будет давать платежные поручения банкам-агентам о выплате держателям облигаций в той валюте и в те сроки, которые предусмотрены условиями выпуска облигаций. Однако фактически возможность выплат будет зависеть от того, сможет ли Россия распоряжаться средствами на своих валютных счетах, указывает Минфин. В случае, если платежное поручение не будет исполнено, сумма валютных выплат будет конвертирована и переведена держателям облигаций в рублях. Вечером 14 марта Минфин сообщил, что направил банку-платежному агенту (согласно проспекту эмиссии, им выступает Citibank) поручение о выплатах инвесторам купонного дохода по двум выпускам облигаций 15 марта.
Выплаты купонов по некоторым суверенным бондам возможны в рублях, но конкретно по этим выпускам на $117 млн, согласно юридическому контракту, выплаты возможны только в долларах, указывает ректор РЭШ Рубен Ениколопов. Расчет в рублях по валютному долгу в этом случае будет признан нарушением контракта и автоматически — техническим дефолтом, говорит он. В случае, если в течение месяца, до 15 апреля, не будут произведены выплаты, технический дефолт России станет реальным. Кроме того, как следствие, России грозит кросс-дефолт (когда держатели ценных бумаг могут предъявить требования к Минфину о погашении всех облигаций сразу и одномоментно), в целом это порядка $40 млрд, говорит бывший глава Центробанка Сергей Дубинин. «До «заморозки» резервов эти платежи не предоставляли для российской экономики большой нагрузки. В сложившихся условиях это форс-мажор», — добавляет он.
При этом у иностранных инвесторов остается возможность получить купонный доход в валюте долга. Санкционное подразделение Минфина США OFAC выпустило лицензию, разрешающую до 25 мая 2022 года транзакции для получения выплат по ценным бумагам ЦБ, Минфина России и ФНБ. Но неясно, возможно ли воспользоваться этой «лазейкой», говорит Ениколопов. «В моем понимании, для этих целей можно было бы получить разрешение на использование «замороженных» активов. При большом желании можно было бы договориться, но тут скорее политическое решение этого не делать», — считает эксперт.
Экономические последствия для правительства и для банковского сектора возможны в долгосрочной перспективе: страна после дефолта признается неблагонадежным заемщиком, в результате внешние заимствования будут по «запредельно высоким» ставкам как для правительства, так и для отдельных компаний, говорит Ениколопов. «Компании не будут получать никаких зарубежных кредитов. Однако уже сейчас сложилась такая ситуация, когда все инвестиции извне приостановлены», — отмечает он. По словам эксперта, дефолт будет иметь более длительный эффект, чем санкции.
В случае кросс-дефолта ситуация с экономической точки зрения уже вряд ли сильно поменяется, продолжает Дубинин. К банкротству российских банков ситуация не приведет — ЦБ делает все возможное для поддержания их ликвидности. «Девальвация рубля уже случилась, и либо она продолжится, либо регулятор зафиксирует курс. Как следствие, будет усиливаться инфляция и расти дефицит бюджета», — продолжает экс-глава ЦБ. Чтобы закрывать расходы в 2022 году Минфин начнет размещать рублевые облигации внутри страны. «Но разрушительного эффекта, как было в 1998 году, не будет. Все плохое уже случилось», — считает он.
Сам дефолт — это не конец, а лишь юридическое понятие, нарушение эмитентом условий выпуска облигаций, говорит аналитик одной из крупных международных инвестиционных компаний, попросивший об анонимности. Вслед за дефолтом грозит кросс-дефолт и дальнейшая реструктуризация, но какие могут быть последствия — сказать крайне сложно. Больше половины выпуска евробондов — у локальных держателей из России, отмечает он. Сейчас главное отличие от 1998 года — то, что тогда Россия исправно гасила внешний долг, а дефолт был по внутренним обязательствам, сейчас же ситуация может быть противоположной. Кроме того, сейчас возможный дефолт вызван искусственными ограничениями, и является лишь следствием санкций, продолжает аналитик. «Поэтому все основные экономические события уже случились. При этом после событий 98 года у России не было изоляции, справиться экономике удалось уже к 2002 году. Сейчас же этот процесс займёт гораздо больше времени», — заключает он.
- Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.